простые решения сложных проблем
seo

6 декабря 2013 Яндекс объявил о смерти ссылок с начала 2014 года. Пока по Московскому региону и в коммерческих тематиках. SEO-народ в панике. Многие не могут поверить, что ЭТО наконец случилось. "Как это без сылок?", "Этого не может быть!", "Как же тогда продвигать сайты?", "Выдача будет ужасной", "Ничего у них не получится" - раздаются крики со всех сторон. Давайте разберемся, что же на самом деле произошло и чем это нам всем грозит.

Буду откровенен - я рад, что эти слова от Яндекса наконец прозвучали. Представители ссылочных бирж что-то невнятное лепечут о том, что это всё блеф, что Яндекс каждый год хоронит ссылки, но... это уже не имеет никакого значения, т. к. отныне мало найдется идиотов серьезно вкладываться в сео-ссылки. Хотя и для ссылочных бирж не всё еще потеряно (см. ниже). Итак, что же случилось? А ничего существенного и не произошло. Сео-ссылки уже как полгода-год практически не работают, более того - во многих случаях они являются отрицательным фактором. Яндекс прекрасно осведомлен о том, какие ссылки спамные, а какие настоящие. Это не бином Ньютона. Сейчас же Яндекс всего лишь официально объявил об их кончине.

Как сейчас происходит ранжирование в Яндексе?

Яндекс использует генетический алгоритм для построения идеальных моделей сайтов на базе нескольких сотен параметров (факторов). Называется этот алгоритм Матрикснет. Какие значения факторов хорошие, а какие плохие? Это бессмысленный вопрос, т.к. модель представляет собой комбинацию этих сотен параметров, поэтому хорошей или плохой может быть именно их комбинация, а не индивидуальные значения факторов.

Итак, Яндекс строит идеальные модели сайтов, которые должны идеально (в пределе) удовлетворять пользователей по их запросам, а точнее даже не по запросам, а шире - по интересам и задачам. Ведь практически у каждого посетителя есть определенная история запросов и посещенных ранее сайтов. Анализ этой информации (на основе миллионов запросов, людей и посещенных сайтов) позволяет с высокой точностью определять интерес/задачу/потребность пользователя, делающего поисковый запрос. Так вот, каждому такому интересу соответствует некая идеальная модель сайта. Как такие модели создаются? Всё просто. На Яндекс работают несколько тысяч человек, так называемых асессоров, которые по ограниченному набору запросов просматривают выдачу и для каждой пары "запрос - URL страницы" ставят оценку релевантности страницы (т.е. степени соответствия страницы запросу). А далее эти оценки скармливаются в качестве обучающей выборки алгоритму Матрикснет, который и формирует математические модели.

По сути, идеальные модели сайтов формируются обычными людьми путем обучения машинного алгоритма. А далее всё должно быть понятно. Для каждого поискового запроса (а точнее интереса пользователя) у Яндекса есть некая идеальная модель сайта. Для каждого сайта также строится (реальная) модель (понятно зачем дается бонус новичка? Искуственное повышение нового сайта в выдаче нужно для построения модели сайта.). Затем эти реальные модели сайтов сравниваются с идеальной моделью - чем реальная модель сайта ближе к идеальной модели, тем релевантность выше. Далее остается отсортировать выдачу по релевантности, т.е. по близости реальной модели сайта к идеальной модели по соответствующему запросу.

На самом деле, конечно, всё намного сложнее. Модели должны делиться на статические (запросонезависимые) и динамические (запросозависимые). В моделях должны учитываться как история поведения пользователя, так и прогноз его дальнейших действий, вероятность достижения цели в той или иной модели и т.д. и т.п. Но для нас сейчас технические детали не важны. Главное понять, что есть идеальные модели сайтов, созданные людьми (асессорами) путем машинного обучения алгоритма, и к этим идеальным моделям надо стремится подогнать свой сайт: чем точнее модель вашего сайта  будет соответсвовать идеальной модели, созданной с помощью асессоров, тем выше ваш сайт будет в топе. А асессоры - это реальные живые ЛЮДИ! Поэтому на все вышеуказанные технические детали можно не обращать внимания - просто делайте сайт для живых людей.

Теперь немного поговорим о важных факторах, используемых при построении моделей. В настоящее время - это поведенческие факторы, по которым легко можно понять, достигнута ли посетителем цель, удовлетворен ли его интерес на вашем сайте или нет. Факторов этих может быть много: это и поведение пользователя на поисковой выдаче (возвраты, например), время проведенное на вашем сайте, количество просмотров страниц, соотношение количества переходов из разных источников и пр. Если вы считаете, что большое время, проведенное на сайте, и большое количество просмотренных страниц  - это всегда хорошо, то вы ошибаетесь: это также может означать, что сайт не ответил на вопрос или имеет неудачную навигацию. Как уже я упоминал выше, модель - это комбинация факторов, а их (факторов) индивидуальные значения - дело десятое.

Что еще важно понять? Мы не обладаем той полнотой статистической информации, которой обладают поисковики. Мы не знаем историю посещений посетителя, не знаем историю его запросов, не знаем его поведение на выдаче, короче огромный пласт информации нам не доступен. А поисковики обладают этой информацией, пусть не по каждому посетителю, но по многим, что позволяет им строить модели поведения посетителей и легко определять искусственную накрутку поведенческих факторов.

Теперь вернемся к ссылкам. Ссылки можно рассматривать в двух ипостасях:

  1. можно учитывать сам факт существования ссылок от донора к акцептору,
  2. можно учитывать реальный трафик посетителей по этим ссылкам от донора к акцептору.

Очевидно, что второй вариант позволяет с легкостью отказаться от первого. Сами подумайте, если у вас есть инструмент отслеживания живого трафика по ссылкам, то с какого рожна вы будете учитывать ссылки сами по себе? Вот и Яндекс отказывается от устаревших инструментов.

Так что же будет с ссылками? Они умрут? Разумеется, нет - они живее всех живых, более того - они прибретают больший вес, чем прежде. Меняется лишь алгоритм их учета, отныне ставки делаются на живой трафик по ссылкам: есть переходы людей по ссылкам - ссылка будет иметь вес, а если нет - то и веса не будет.

Что хочу сказать в заключение: ничего страшного не произошло, seo-ссылки уже как год практически не работают, а реальные ссылки, дающие трафик, и социальные сигналы работают очень хорошо.

У ссылочных бирж вероятно резко сузится поле деятельности, но варианты трансформации у них остаются. Такие сервисы как pr.sape я бы продолжал использовать. Тем, кто продвигался ссылками, но имеет нормальный человеческий сайт, я бы советовал пока не волноваться - вероятнее всего всё будет хорошо, даже может быть еще и вверх подниметесь, если ссылочная масса не ахти была.

А вообще лучше вкладывайть деньги в свой проект, а не в сторонние системы. Развивайть надо свой бизнес, а не чужой. И поймите наконец, что сейчас надо продвигать весь свой бизнес в интернете комплексно, а не только сайт, а продвижение своего бизнеса очевидно нельзя просто отдать на сторону и самоустраниться - никто за вас ваш бизнес развивать не будет. Но об этом поговорим в следующий раз.

Оставьте свой комментарий: